Сразу оговоримся, что в данной статье речь пойдет исключительно о неисправностях, называемых в народе "тремя красными огнями [смерти]" или в изначальном английском варианте "[three] red rings of death". Один "огонь смерти" или экранная ошибка E74 и ей подобные тоже имеют те же самые корни, хотя и с некоторыми оговорками.
Статья не претендует на абсолютную истину (аргументация местами слаботвата, да), однако учитывает обширный опыт авторов. Для разумного человека найдется пища для размышлений, но он должен сомневаться всегда и во всём. :)
Здесь мы попытаемся развенчать мифы обо всей той ерунде, которую пишут в анторнетах. Независимо от того, какую расшифровку несет в себе так называемый "код ошибки" (наиболее распространненные 0110, 0020, 0022, 0102), все неисправности такого рода произрастают от чрезвычайной комплексности и интегрированности архитектуры второго поколения приставки от Microsoft. Все эти проблемы являются фатальными, то есть не позволяющими произвести полноценную инициализацию системы в целом.
Начиная разговор о комплексности стоит описать архитектуру приставки в целом, чтобы разобраться в ее узлах и их возможных неисправностях.
Итак, выделим основные компоненты (блоки):
- Цепи питания.
- Центральный процессор — XCPU.
- Оперативная память — RAM.
- «Южный» мост — south bridge плюс периферия.
- Графический процессор — GPU.
Рассмотрим детально каждый из них.
Цепи питания. Реализованы по вполне простой стандартной схеме импульсного источника питания. Возможные проблемы: выход из строя ключей — полевых транзисторов, утечки или высыхание электролита в конденсаторах. Пробитые «полевики» нам не встречались, а емкости применены весьма качественные и не «текут» даже после 5 лет эксплуатации. Все коды ошибок, связанные с проблемами питания, заканчиваются на 3 (0003, 0103, и т. д.) и на поверку оказываются проблемами пробоя компонентов-потребителей.
XCPU. В небольшом кристалле центрального процессора инженеры смогли уместить три вычислительных ядра архитектуры PowerPC, работающих на тактовой частоте 3,2ГГц. При этом CPU не только охлаждается простеньким радиатором(начиная с третьей ревизии приставки кулер выполнен из алюминия), но и не подвержен черезмерному нагреву и как следствие не выходит из строя. Здесь Вам прийдется поверить нам на слово, либо потратить не один месяц на попытки найти приставку с заведомо исправными компонентами и неисправным центральным процессором. Это развенчивает первый миф об ошибках, связанных с поломкой XCPU. Busted!
RAM. В действительности микросхемы динамичской памяти крайне редко выходят из строя сами по себе, либо из-за температурных воздействий. Интереса ради найдите нерабочие модули ОЗУ для современного стационарного компьютера — на самом деле это не так-то просто. После этого попробуйте на заведомо рабочей «палке» памяти перепаять пару чипов памяти термофеном. При наличии опыта «убить» таким образом микросхему затруднительно даже при температурах, близких к критическим (~400˚C). Обратите внимание, что в данной приставке в качестве оперативной памяти вообще использованы чипы типа GDDR3, которые в некоторых сравнениях с «обычной» памятью DDR как минимум выделяют меньшее количество тепла при работе. Это развенчивает миф о проблемах с памятью: 0110, 0102. Busted!
Southbridge. Микросхема южного моста в приставке XBOX 360 реализовывает множество функций. Основная из которых — SMC — System Management Controller. В кратце — эта подсистема отвечает за обработку и управление датчиками, в том числе и за изначальный процесс запуска: нажатие кнопки включения консоли обрабатывается именно здесь. То есть без работоспособности данной части приставка не включится вообще. Возможные проблемы: вывод из строя портов USB некорректным подключением внешних устройств, вывод из строя внутреннего контроллера SATA путем некорректного подключения оптического привода при попытках «прошить» последний для чтения нелицензионных игр.
«Юг» так же отвечает за работу сети Ethernet, но контроллер физического уровня PHY вынесен во внешнюю микросхему, то есть является для системы второстепенным периферийным устройством и не является критическим для старта. Ошибка E73 тут ни при чем.
Отдельно же стоит и микросхема преобразования видеосигнала ANA/HANA, якобы вызывающая ошибку E74. Busted!
GPU. Почему об этой большой и заметной микросхеме было решено написать в последнюю очередь? Да потому, что именно в ней кроются 99% всех аппаратных поломок приставки! Почему так происходит? Посмотрите еще раз внимательно на диаграмму устройства приставки XBOX 360 и все станет предельно понятно. На всякий случай поясним: на эту высокоинтегрированную микросхему завязано все! Весь ввод-вывод: вся шина PCI-E, шина управления, обмен данными с RAM и CPU, вывод ТВ-изображения — все происходит через этот чип. Более того, на подложке установлено два кристалла: основное ядро и встроенное динамическое ОЗУ EDRAM.
Так что выход из строя хотя бы одного из приблизительно двенадцати внутренних компонентов данной микросхемы приведет к фатальным неисправностям, которые в свою очередь выражаются в отказе системы запускаться и генерировать коды ошибок.
Однако, и это еще не все. Частая проблема микросхем, выполненных по технологии FCBGA (flip-chip ball grid array), заключается в отслоении кристалла самой микросхемы (chip) от своей подложки (die), на которую кристалл монтируется по аналогичной технологии с шариковыми выводами, но существенно меньшего диаметра. Внешним термическим воздействием можно временно восстановить работоспособность расслоившейся микросхемы. Для обеспечения длительного процесса эксплуатации после ремонта требуется замена чипа на новый. Но в случае с приставкой XBOX 360 не все так просто — новых микросхем в свободной продаже для них просто не существуют, а после выхода версии XBOX 360 Slim уже и вовсе производство старых типов GPU скорее всего прекращено. Мы связываем данные проблемы с тем, что корпорация Майкрософт, владеющая интеллектуальной собственностью на компоненты и устройство в целом, не заинтересована в том, чтобы микросхемы уходили «налево». Их софтверный и аппаратный бизнес отличается бизнеса ATI (AMD), которая зарабатывает на разработке и производстве (видео)процессоров. Заказы на изготовление чипов скорее всего размещаются ровно по количеству производимых консолей.
Выход из сложившейся ситуации только один — восстанавливать работоспособность все тем же термическим воздействием. Однако, для более или менее приемлемого результата видеочипы приходится «перекатывать», то есть делать reballing. Глобально это мало чем отличается от всех тех способов, о которых можно прочитать в этих ваших анторнетах или посмотреть на различных ютьюбах.
Но принципиальное отличие в нашей работе все же есть: а) мы честно раскрываем все карты и предупреждаем клиентов; б) мы можем вернуть приставку в рабочее состояние даже после неумелого использования строительными инструментами; в) после нашего ремонта нековырянная приставка проработает существенно больший срок и при необходимости процедуру можно будет успешно повторить.
Главный (и бесплатный :)) совет всем пользователям старой версии игровой приставки XBOX360: не пожалейте денег, приобретите жесткий диск (HDD) и устанавливайте игры на него. Таким образом вы убережете и оптический привод от преждевременного износа и саму консоль от преждевременной кончины! ;)
Комментарии
Добавить комментарийВаня, а что сейчас с твоим XBOXом?
КомментироватьВот бы мне пораньше это почитать когда мой xbox был жив(((
КомментироватьСпасибо хорошая статья!